Аликин К. Ю.

Метрика и ритмика стиха Бориса Поплавского

"Как ни своеобразны, певучи, находчивы, остроумны, как ни пленительны стихи Поплавского, я думаю, что по-настоящему должен был он найти себя не в стихах, а в прозе. В стихах стеснял его сам механизм рифмованной и размеренной поэзии, как стесняет он сейчас без исключения всех поэтов" (Г. Адамович – 1, с. 22). "Проза? По всей вероятности, именно в прозе, в освобождении от чересчур для него тиранической власти размера Поплавский должен был дать своё подлинное отражение" (Г. Адамович – 1, с. 14). "В прозе Поплавского, действительно, есть и "музыка" (более подлинная, пожалуй, чем в его стихах, беспомощных и ритмически бедных)" (Гл. Струве – 1, с. 176). "Но покоряют его торжественные ритмы в длинных анапестах" (Ю. Иваск – 1, с. 161). "Протяжённые многостопные размеры, порою те самые, которые любил когда-то Надсон. Но знакомые размеры звучат своеобразно, оживлённые необычным чередованием мужских и женских рифм, умелыми перебоями ритма" (М. Цетлин – 1, с. 179).

Quot homines, tot sententiae. Сколько людей, столько и мнений. Один говорит о "беспомощных и ритмически бедных стихах", другой тут же – об "умелых перебоях ритма", третий – о том, как "покоряют его торжественные ритмы в длинных анапестах". Кто прав? Кому верить? И почему Адамович считает, что Поплавский должен был найти себя в прозе, а не в стихах, сама размеренность которых стесняла его? И кстати, какие именно размеры так "тиранически" стесняли поэта? "Протяжённые многостопные размеры, порою те самые, которые любил когда-то Надсон"? "Длинные анапесты"? Импрессионистические наблюдения, интуитивные догадки часто хороши, порою точны, но явно недостаточны. Несомненно, при изучении стихосложения того или иного поэта необходимы объективные квантитативные исследования его стиха. И здесь мы имеем ввиду в первую очередь исследования метрики и ритмики, которые позволят увидеть общую синхронную картину вписанности стиха Бориса Поплавского в контекст эпохи и частную динамику его развития от сборника к сборнику.

Собственно метрический репертуар Поплавского в контексте эпохи описал ещё в 1978 году известный английский славист Джеральд Смит в своей превосходной статье "Просодия поэзии русской эмиграции 1920 - 1940 гг." (10). Единственным недостатком этой статьи является то, что Смит проанализировал только два сборника Поплавского – "Флаги" и "В венке из воска" (10, с. 204). В наше же исследование вошли четыре сборника: "Флаги" (1931), "Снежный час" (1936), "В венке из воска" (1938), "Дирижабль неизвестного направления" (1965). Не рассматривались 11 юношеских стихотворений, написанных ещё в России (7, с. 353-364), стихотворения, вошедшие в книгу (8) и сборник "Автоматические стихи", представляющий собой сюрреалистические опыты Поплавского (6).

Несмотря на то, что единственным прижизненным сборником поэта стали "Флаги", все сборники являются авторскими (7, с. 418). После смерти Поплавского по его завещанию (7, с. 67) хранителями архива и публикаторами стихов стали его близкие друзья Дина Шрайбман и её муж Николай Татищев. Хотя "на этих рукописях [имеется ввиду только "Дирижабль неизвестного направления" – К. А.] заметна своеобразная правка, которой Николай Татищев подвергал стихи Поплавского, снабжая их названиями (например, "Комната во дворце Далай-ламы"), полностью отсутствующими у автора, или заменяя отдельные слова более "звучными" или удачными" (Елена Менегальдо – 6, с. 6-7), мы считаем эти изменения не слишком релевантными для нашего исследования.

Более важным на наш взгляд является разделение сборника "Снежный час" на два – собственно "Снежный час" и "Над солнечною музыкой воды", который до сих пор считался циклом из 16 стихотворений внутри "Снежного часа". Это необходимо следует из самой содержательной логики поэтики сборника и подтверждается такими внешними указаниями, как раздел "Содержание" в сборнике, поделённый на две части (название "Снежный час" несёт только первая часть 9, т. 2, с. 112-113) и подзаголовок третьего сборника "В венке из воска" – "Четвёртая книга стихов" (9, т. 3, с. 2-3).

Нашу версию подтверждает и Елена Менегальдо в своей цитировавшейся выше статье "Борис Поплавский – от футуризма к сюрреализму": "Уцелел и намеченный автором план издания в шести сборниках всего его поэтического творчества. Из этого документа видно, что свои юношеские стихи Поплавский печатать не собирался, зато хотел включить в сборник, названный, как и некогда разобранный "Дирижабль неизвестного направления", стихи периода "русского дадаизма" и "адские" поэмы. Сюрреалистические "Автоматические стихи" должны были составить четвёртый сборник, после которого шёл "Снежный день", предшествовавший последнему – "Домой с небес, или Над солнечною музыкой воды" (6, с. 6).

Учитывая недоступность для нас архивов Поплавского, следует предположить следующее авторское расположение сборников: I – "Флаги", II – "В венке из воска" (куда, кстати, входит т. н. "Дополнение к "Флагам" – 9 стихотворений), III – "Дирижабль неизвестного направления", IV – "Автоматические стихи", V – "Снежный час", VI – "Над солнечною музыкой воды". В нашем исследовании мы будем всё же придерживаться хронологического порядка сборников (по году выхода) и в то же время разделим "Снежный час" на два сборника.

При размещении статистических данных мы пользовались собственными наблюдениями (по Поплавскому), наблюдениями Дж. Смита (по поэзии эмиграции – 10) и наблюдениями М. Л. Гаспарова (по русской и советской поэзии – 5). Таблица № 1 представляет полный метрический репертуар Поплавского по сборникам (в абсолютных цифрах).

Таблица 1.

Метрический репертуар Б. Поплавского (кол-во текстов)

 

Флаги

Снежный час

Над солнечною музыкой воды

В венке из воска

Дирижабль неизвестного направления

Всего

Я2

1

1

     

2

Я3

 

1

     

1

Я4

 

1

 

3

1

5

Я5

18

11

4

18

23

74

Я рз

 

1

2

5

1

9

Я в

 

1

   

1

2

Х3

 

1

   

1

2

Х4

 

3

 

1

 

4

Х5

14

19

3

3

4

43

Х6

 

1

     

1

Х рз

4

1

     

5

Д3

 

1

     

1

Д4

       

2

2

Д5

5

     

1

6

Д рз

1

1

1

   

3

Д в

       

2

2

Амф4

2

       

2

Амф5

1

       

1

Амф рз

 

1

     

1

Ан3

4

7

6

4

3

24

Ан4

5

       

5

Ан5

7

1

     

8

Ан в

 

1

   

1

2

Тпа

 

1

   

1

2

Дк

5

1

 

4

3

13

Лог

     

1

 

1

Ткт

2

       

2

Акц

       

4

4

ПМК

2

     

1

3

верлибр

 

1

   

3

4

Всего

71

56

16

39

52

234

Первое, что обращает на себя внимание – доминирование в поэзии Поплавского Я5 (74 текста), затем идут по убывающей Х5 (43), Ан3 (24) и Дк (13). Это наиболее крупные метрические группы. Если сравнить полученные данные (в %-ном соотношении) с данными по эпохе, получится следующая картина:

Таблица 2.
Метрическая типология поэзии русской эмиграции 1920-1940 и русской поэзии 1890-1935 (метрические группы в %)

Ямб

Хорей

3-сложники

Прочие

Кол-во текстов

Русская поэзия 1890-1924

49.5

19.5

14.5

16.5

1863

Советская поэзия 1925-1935

34.0

25.0

15.0

26.0

919

Поэзия эмиграции 1920-1940

54.0

13.5

17.9

14.6

1885

Поплавский

39,7

23,5

25,2

11,5

234

Мы видим яркое отличие Поплавского от средних показателей эмигрантской поэзии по ямбической и хореической группам и, в то же время, близость именно по этим показателям к советской поэзии своего времени. В группе же 3-сложников он не похож ни на тех, ни на других. В группе неклассических размеров Поплавский вполне соответствует эмигрантской поэзии, которая в отличие от советской поэзии, устремлённой к созданию "нового", вся пронизана традиционалистскими тенденциями, направленными на сохранение "старого". Отсюда в эмигрантской поэзии высок процент ямбической группы (даже выше, чем до революции) и крайне низка доля неклассических размеров.

Примечательно, что Поплавский, начинавший (по его собственным словам) "резким футуристом", поклонником Хлебникова и Маяковского, учеником и другом знаменитого авангардиста Ильязда (Ильи Зданевича), постепенно переходит ко всё более традиционным формам стиха. И здесь, как нам кажется, прав А. И. Чагин, считающий, что на это сильно повлиял "православный выбор" Поплавского (11, с. 184-186). Действительно, православие, отличающееся от других христианских религий своей эмоциональностью и апофатичностью, сильно привлекало поэта: "Что такое православие? -- Это нищая религия. Неизвестная и неизданная мистическая поэзия, разорённые храмы, смиренные священники... Христос католиков есть скорее царь, Христос протестантов – позитивист и титан, Христос православный – трости надломленной не переломит, он весь в жалости, всегда в слезах" (Поплавский 7, с. 279). Именно в парадоксальном переплетении в поэзии Поплавского авангардистских сюрреалистических форм с традицией христианского кенозиса, маски "дурного поэта" (капитана Лебядкина) с потрясающей искренностью и кроется то неизбывное очарование этих стихов, о котором упоминали практически все читатели.

Таблица 3.
Метрическая типология "старших" и "младших" эмигрантских поэтов (метрические группы)

Ямб

Хорей

3-сложники

Прочие

Кол-во текстов

"Старшие"

48.2

15.5

19.5

16.7

856

"Младшие"

58.8

11.8

16.5

12.8

1029

Поплавский

39,7

23,5

25,2

11,5

234

Таблица № 3 показывает яркое отличие Поплавского как от "старшего", так и от "младшего" поколения эмигрантских поэтов (сам он относился к "младшему" поколению поэтов первой волны русской эмиграции): весьма низкая доля ямбов (на 10-20 %) и сильное пристрастие к хореям и 3-сложникам. Так же частично нарушается соотношение: ямбы – 3-сложники – неклассические – хореи. У Поплавского: ямбы – 3-сложники – хореи – неклассические. Если же анализировать соотношение метрических групп по сборникам, получается следующая картина:

Таблица 4.

Метрическая типология по сборникам Б. Поплавского (в %)

 

Ямб

Хорей

3-сложник

Прочие

Кол-во текстов

Флаги

26,7

25,3

35,2

12,6

71

Снежный час

28,5

44,6

23,2

3,5

56

Над солнечною музыкой воды

37,5

18,7

43,7

0

16

В венке из воска

66,6

10,2

10,2

12,8

39

Дирижабль неизвестного направления

49,9

9,6

19,2

21,1

52

Данные таблицы показывают одновременно ожидавшиеся и неожиданные результаты: самый относительно ровный сборник – первый – "Флаги". В нём практически равное соотношение ямбов и хореев (среди них, конечно, главное место занимают Я5 и Х5), ожидавшееся количество неклассических размеров (это, в основном, Дк3) и неожиданно большое число 3-сложников (35,2 % больше всех!). "Снежный час" – это, конечно, господство самых разнообразных хореев, и король среди них – знаменитый Х5; неклассических размеров практически нет. "Над солнечною музыкой воды" – опять много-много 3-сложников, а точнее, Ан3, много ямбов, мало хореев (такое разительное отличие от "Снежного часа"!) и вообще нет неклассических. Последующие два сборника сделаны почти что из одних 5-стопных ямбов, доля хореев всё уменьшается, 3-сложников немного, зато всё больше неклассических размеров, достигающих 21,1 %, что закономерно, учитывая намерение Поплавского включить в "Дирижабль неизвестного направления" свои дадаистско-сюрреалистические опыты.

Если также вспомнить упоминаемый выше план Поплавского по изданию своих сборников и соотнести его с метрической системой, то получается следующая картина: от взвивающихся к небесам "Флагов" (где всего понемногу), провозглашающих концепцию поэта, через диссонансы "Венка" и "Дирижабля" (одновременно сочетаются "традиционалистские" ямбы и авангардистские неклассические размеры) к "умиранию" в нескончаемо падающих на землю в виде дождя и снега элегических 5-стопных хореях "Снежного часа" и, таким образом, возвращение "Домой с небес" и обретение гармонии и успокоенности в Я5 и Ан3 "Над солнечною музыкой воды".

Таблица 5.
Распределение ямбических размеров в эмигрантской и территориальной русской поэзии

ЯЗ

Я4

Я5

Я6

Я рз

Я в

Проч.

Кол-во текстов

Русская поэзия 1890-1924

4.5

40.5

23.5

10.5

7.5

11.0

2.5

928

Советская поэзия 1925-1935

6.5

48.5

20.0

2.0

10.5

12.0

0.5

312

Эмигр. поэзия 1920-1940

5.6

30.4

44.1

3.2

7.1

7.3

2.3

1018

Старшие эм. поэты

6.3

31.5

36.8

6.3

10.6

6.3

2.2

413

Младшие эм. поэты

5.1

29.7

49.1

1.2

4.6

7.9

2.3

605

Поплавский

1,0

5,3

79,5

0

9,6

2,1

2,1

93

Таблица 6.
Распределение хореических размеров в эмигрантской и территориальной русской поэзии

ХЗ

Х4

Х5

Х6

Х рз

Х в

Кол-во текст.

Русская поэзия 1890-1924

3.5

41.0

23.0

10.5

8.0

8.0

362

Советская поэзия 1925-1935

5.0

34.0

37.0

3.5

13.0

7.5

233

Эмигр. поэзия 1920-1940

3.5

36.9

41.6

3.1

6.7

8.2

255

Старшие эм. поэты

5.2

55.6

18.8

5.3

6.0

9.0

133

Младшие эм. поэты

1.6

16.4

66.4

0.8

7.4

7.4

122

Поплавский

3,6

7,2

78,1

1,8

9,0

0

55

Среди ямбических размеров у Поплавского безусловно доминирует Я5. Здесь поэт находится в русле той традиции, которая наметилась в эмигрантской поэзии после революции, а в советской – только после 1935 г.: смена господствовавшего весь XIX век Я4 на Я5. Среди хореических размеров главное место занимает у Поплавского Х5. Это также соответствует послереволюционной тенденции в русской поэзии (смена Х4 на Х5). Исключение составляют только старшие эмигрантские поэты, которые стремятся сохранить старые традиции русской литературы. Примечательно, что такой же высокий процент (выше 70 %), как у Поплавского, в эмигрантской поэзии имеют по Я5 только Юрий Терапиано (73 %) и Анатолий Штейгер (75 %), а по Х5 тот же Терапиано (100 % но всего 9 стихотворений!).

Нам кажется совершенно не случайной такая любовь Бориса Поплавского к Х5. Этот знаменитый размер глубинно связан с самыми основами поэтики его стиха и его поэтического мировоззрения кенозиса (смирения-истощания). Крупнейший современный русский стиховед М. Л. Гаспаров даже называет Поплавского "виртуозом хореической смерти" (2, с. 254).

Таблица 7.
Распределение трехсложных размеров в эмигрантской и территориальной поэзии

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

Кол-во текст

Русская поэзия 1890-1924

27.5

25.5

47.0

273

Советская поэзия 1925-1935

8.0

58.0

34.0

138

Эмигр. поэзия 1920-1940

19.6

33.8

46.6

337

Старшие эмигр. поэты

21.5

43.7

34.7

167

Младшие эмигр. поэты

17.6

24.1

58.2

170

Поплавский

24,5

7,0

68,4

57

Если до революции среди 3-сложников однозначно господствовал анапест, то после неё в советской поэзии на первый план выходит амфибрахий, анапест ослабевает, а дактиль сильно падает. В эмигрантской же поэзии анапест сохраняет свои лидирующие позиции, амфибрахий усиливается, а дактиль ослабевает. Тем интереснее проследить, какой процесс идёт в поэзии Поплавского: амфибрахий практически не играет никакой роли, сильна позиция дактиля, а анапест вырастает до гигантских размеров, что происходит во всей "младшей" эмигрантской поэзии ("старшие" придерживаются амфибрахия).

Среди анапестов у Поплавского царствует безусловно Ан3. Но тогда откуда появлялись у читателей такие субъективные впечатления, как процитированные выше "торжественные ритмы в длинных анапестах", "протяжённые многостопные размеры". "Средняя длина речевого такта (колона) в обычной прозе, по существующим подсчётам, 8± 1 слогов. Соответственно этим слуховым привычкам и стихи такого объёма ощущаются как средние, "нормальные": таковы 4-ст. ямб и хорей, 3-ст. дактиль, амфибрахий и анапест. Стихи меньшей стопности ощущаются как короткие, большей стопности – как длинные" (Гаспаров – 4, с. 104).

Если разделить все 3-сложники Поплавского на две группы: средние (3-стопные) и длинные (4-х и 5-стопные) – получатся две равные части. Средние (нормальные) занимают объём в 25 текстов: 24 Ан3 и 1 Д3. Длинные – 24 стихотворения: 8 дактилей, 3 амфибрахия и 13 анапестов. Именно отсюда впечатления читателей о пристрастии Поплавского к многостопным размерам и длинным анапестам, хотя нормальные размеры занимают у него не меньшее место. Они (длинные стихи) у него становятся особенно заметными на фоне остальной эмигрантской поэзии, предпочитающей Амф3 (44,7 % всех амфибрахиев) и Ан3 (49 % всех анапестов) и лишь в дактиле Д4 (36,4 % всех дактилей), но ведь дактиль после революции сильно ослаб и не мог играть роль референтной группы.

Таким образом, в поэзии Поплавского основную роль играют следующие размеры: Я5, Х5, 3-сложники (Ан3 и длинные 4-5-стопные) и Дк. Что касается дольника – это 3-иктный дольник "есенинского" типа (в котором преобладает I форма, затем III, остальные реже) и акмеистского (III и I) – 6 и 4 стихотворений соответственно, остальные 3 дольника неурегулированны. В связи с этим интересно было бы проследить ритмику этих наиболее популярных у поэта размеров. Как известно, "ритм ямба и хорея определялся преимущественно расположением пропусков ударения на сильных местах – в трёхсложных размерах пропуски ударений по естественному ритму языка малоупотребительны, и ритмическое разнообразие стиха достигается не ими, а расположением словоразделов и сверхсхемных ударений" (Гаспаров – 3, с. 147). Поскольку последний вопрос (о ритме 3-сложников) серьёзный и требующий большого места, а объём статьи ограничен, здесь он рассматриваться не будет.

Чтобы проследить ритм Я5 и Х5 необходимо выявить статистические закономерности в чередовании частоударных и редкоударных иктов:

Таблица 8.

Ритмика 5-стопного ямба (процент ударности стоп и словораздела после 4 слога)

 

I

II

III

IV

V

Цезура

Число стихов

Начало ХХ в. лирика

86,1

77,9

89,4

44,3

100

69,3

43 353

Советские поэты (старшие)

82,4

65,5

82,5

41,6

100

50,0

13 479

Поплавский

84,7

75,8

78,8

50,5

100

55,9

1 604

Пастернак, 1923-1931

88

79,5

82

51,5

100

55

140

Как видим, Я5 Поплавского находится в общей тенденции понижения ударности стоп и цезурованности стиха. Исключения составляют сохранившая свою ударность II стопа и повысившаяся ударность IV стопы. В целом, для Я5 Поплавского характерен традиционный трёхчленный альтернирующий ритм. Обращает на себя внимание только повышенная ударность I стопы по сравнению с III. От этого ритм приобретает оттенок нисходящего. Поразительно также, что из всех советских поэтов-современников профиль ударности Я5 Поплавского похож только на профиль ударности Бориса Пастернака: I, II и III стопы отличаются ровно на 4 % от соответствующих стоп другого поэта, а IV стопа и показатели цезуры вообще почти совпадают.

Таблица 9.

Ритмика Я5 по сборникам

 

I

II

III

IV

V

Цезура

Число стихов

Флаги

78,9

79,2

72,2

55,7

100

54,1

375

Снежный час

87,5

78,0

87,8

49,2

100

61,3

264

Над солнечною музыкой воды

89,1

76,8

88,4

48,5

100

61,6

138

В венке из воска

85,0

74,7

77,0

53,5

100

56,1

340

Дирижабль неизвестного направления

86,2

72,4

77,4

45,5

100

52,5

487

Поражает резкое отличие "Флагов" от всех остальных сборников: "слабая" II стопа несёт столько же и даже немного больше ударений, чем "сильная" I, что характерно для "восходящего", или "французского", ритма (5, с. 105). В то же время та же "слабая" II стопа несёт больше ударений, чем "сильная" III, что характерно для "нисходящего", или "английского", ритма (5, с. 106). Получается парадоксальное взаимоналожение двух ритмов: вплоть до II стопы действует восходящий ритм и с неё же начинает действовать нисходящий. Показательно, что цезура здесь не отличается высоким процентом. Подобное соотношение ударностей стоп в советской поэзии мы находим только у Павла Антокольского (и даже у него III стопа не настолько ослаблена по отношению ко II):

 

I

II

III

IV

V

Цезура

Число стихов

П. Антокольский, 1915-1934

79,5

80

77

50

100

51,5

365

"Снежный час" и "Над солнечною музыкой воды" характерны чётким альтернирующим ритмом, равновысокой ударностью I и III стоп и высоким процентом цезурованных стихов. "В венке из воска" и "Дирижабль неизвестного направления" показывают ту самую картину, которая была описана выше при характеризации среднего профиля ударности по Поплавскому: альтернирующий ритм с нисходящим оттенком из-за повышенной ударности I стопы по отношению к ослабленной III.

Таблица 10.

Ритмика 5-стопного хорея (процент ударности стоп)

 

I

II

III

IV

V

Число стихов

1890-1920

52,1

87,5

87,6

44,9

100

7 218

Советские поэты (старшие)

53,1

74,5

78,8

35,1

100

11 582

Поплавский

59,1

89,5

82,7

53,2

100

1 122

В. Иванов, 1900-1912

61

90

86

45,5

100

254

Брюсов, 1912-1915

60

86

84

41,5

100

261

Пастернак, 1916-1956

60,5

88,5

80

44

100

199

В. Рождественский, 1922-1926

58,5

88

82,5

38

100

400

Общая эволюция ритма Х5 описываемой эпохи идёт на повышение ударности I стопы и понижение ударности II, III и IV стоп. Наиболее яркое отличие Поплавского от этой тенденции – повышенная ударность IV стопы (такой она была в русской поэзии 1750-1850 гг.). В целом же, для него характерен "традиционный" ритм. "Традиционным" ритмом в 5-стопном хорее можно считать ритм тех поэтов, у которых ударность I стопы ниже 60 %, а II стопа сильнее III-й: это Есенин, Рождественский, Мартынов, Исаковский, Рыленков, Щипачёв, Кедрин, поздний Яшин (а среди поэтов начала века – прежде всего Городецкий, Клюев и Есенин)" (Гаспаров – 5, с. 113). Такой же профиль ударности, как Х5 Поплавского, в поэзии начала ХХ в. имеют только Вячеслав Иванов и Валерий Брюсов 1912-1915 гг. (правда, у последнего разница между II и III стопами сильно сглажена). Но ещё большее сходство с Поплавским имеет ритм Х5 Бориса Пастернака и Всеволода Рождественского. Единственное место отличия ритма вышеназванных поэтов от ритма Поплавского – та самая пресловутая IV стопа, которая у него выше на 10-15 %.

Таблица 11.

Ритмика Х5 по сборникам

 

I

II

III

IV

V

Число стихов

Флаги

46

92

78,2

54,4

100

413

Снежный час

70,4

89,2

85,9

49,8

100

419

Над солнечною музыкой воды

67

86,4

88,3

54,3

100

103

В венке из воска

56,2

88,5

79,1

58,3

100

96

Дирижабль неизвестного направления

61,5

84,6

85,7

56

100

91

У "Флагов" ритм "традиционный" с сильно пониженной I стопой (такой низкой она была в русской поэзии в 1850-1890 гг.) и высокой II. "Снежный час" и "Над солнечною музыкой воды" отличаются наоборот повышенной ударностью I стопы. В случае со вторым сборником – "Над солнечною музыкой воды" мы можем говорить даже об "архаизированном" ритме. "Архаизированным" ритмом в 5-стопном хорее можно считать ритм тех поэтов, у которых ударность I стопы выше 60 % и III стопа сильнее II-й" (Гаспаров – 5, с. 113). "Архаизированным" этот ритм называется потому, что таким он был у Х5 в 1750-1850 гг. "Архаизированный" ритм есть результат преобладания тенденции к регрессивной акцентной диссимиляции (обилие альтернирующих ритмических вариаций с ударениями на I, III и V стопах); а "традиционный" ритм есть результат столкновения этой тенденции с тенденцией к восходящему началу (ударения на II, III и V стопах)" (5, с. 114). "В венке из воска" дают опять "традиционный" ритм, а "Дирижабль неизвестного направления" – "архаизированный".

Подводя итоги, можно сказать, что метрика поэзии Бориса Поплавского характерна доминированием Я5, Х5, Ан3, длинных 3-сложников и Дк3. Ритмика Я5 отличается альтернирующим типом с нисходящим оттенком, а ритм Х5 является в основе своей традиционным. Причём из всех русских поэтов-современников по показателям ритмики Я5 и Х5 к Поплавскому оказывается наиболее близок Борис Пастернак. Что касается ритмики 3-сложных размеров, то навскидку, без подсчётов пока можно только говорить о явном обилии в Ан3 сверхсхемных ударений на I стопе, то же относится и к выросшему из Ан3 Дк3.

Литература

  1. Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников. СПб.; Дюссельдорф, 1993.
  2. Гаспаров М. Л. Метр и смысл. М., 1999.
  3. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 2000.
  4. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х—1925-го годов в комментариях. М., 1993.
  5. Гаспаров М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М., 1974.
  6. Поплавский Б. Автоматические стихи. М., 1999.
  7. Поплавский Б. Ю. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма. М., 1996.
  8. Поплавский Б. Покушение с негодными средствами. Неизвестные стихотворения. Письма к И. Зданевичу. М., 1997.
  9. Поплавский Б. Собрание сочинений. Berkeley, 1980-1981.
  10. Смит Дж. Стихосложение русской эмигрантской поэзии 1920 - 1940 гг. // Смит Дж. Взгляд извне: Статьи о русской поэзии и поэтике. М., 2002. С. 203-218.
  11. Чагин А. Расколотая лира (Россия и зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920 - 1930-е годы). М., 1998.

 

Статья напечатана в сборнике: Материалы шестой научной конференции преподавателей и студентов. "Наука. Университет. 2005". Новосибирск, 2005. С. 136-144.

На главную страницу



Hosted by uCoz